Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество19 апреля 2024 4:00

Сократить количество домашних работ и спасти родителей от вечерних занятий математикой: Как будут выполнять поручение президента

Сократить объем домашних заданий, убрать лишние контрольные - такое поручение дал Владимир Путин. Как же нам уменьшить учебную нагрузку на детей? «Комсомолка» поговорила об этом с президентом Российской академии образования Ольгой Васильевой
Наконец-то папы, из которых далеко не все сильны в математике, вздохнут спокойно.

Наконец-то папы, из которых далеко не все сильны в математике, вздохнут спокойно.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

БЕСКОНЕЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

«Давно пора!» - пожалуй, именно так отреагировала на предложения президента львиная доля и детей, и родителей. Общественность давно обсуждает, как сделать нагрузку на школьников поменьше. Идеи звучат смелые. Например, снизить количество общеразвивающих предметов - таких как раз в последнее время добавляют и добавляют, и дети сидят по 8 - 9 уроков.

Или отменить домашку. Совсем. Мол, пусть на уроках все успевают или на продленке. «Не успеваем!» - сетуют педагоги. 42% учителей (данные свежего опроса сервиса SuperJob) дают задания на дом и на выходные, и даже на каникулы, чтобы успеть впихнуть в детские головы все, что предусмотрено программой.

По новым правилам (методические рекомендации по организации домашней работы для школьников разработал Институт стратегии развития образования по поручению Минпросвещения) дети должны отдыхать в эти дни. Однако учителя лавируют. Как? Задают на понедельник, однако фактически на выходные, потому что кто будет сидеть за уроками в пятницу вечером? Или такой маневр: «Задание на каникулы! Решить 20 примеров на дополнительную оценку». Двойку не поставят, но хорошие оценки лишними не бывают. Или любят задавать сделать кормушку-поделку-проект... Дескать, совместное время с родителями!

Большинство учеников задания выполняют. Ну как выполняют. В младших классах 80% родителей корпят над математикой и окружайкой вместе с детьми. В средней школе папы-мамы помогают с уроками каждому третьему ученику, а в 10 - 11-м - каждому шестому. Причем сидят порой часами вопреки санитарным нормам (не более 1,5 часа в день в началке, в 4 - 5-х классах - до 2 часов, в 6 - 8-х - до 2,5 и максимум 3,5 в старших классах).

С ДОМАШКОЙ РАЗБЕРУТСЯ...

На III Международной ассамблее «Образование и семья - единство ценностей», которую провела Российская академия образования, тоже обсуждали, как сбалансировать нагрузку на детей.

- Школьники действительно перегружены, - признала президент РАО Ольга Васильева в беседе с «КП». - Сложилась совершенно нездоровая ситуация, когда дети и родители вместе сидят до поздней ночи над домашним заданием. Причем начинается это все еще в начальной школе.

По словам Ольги Юрьевны, разгрузка предполагает несколько шагов.

Первое - разобраться с объемом заданного на дом. Совсем отменить домашние задания нельзя, школьник должен научиться нести ответственность за какое-то дело, планировать свое время. Но без перегрузок. В старые добрые времена - в советской школе - было так: объяснение материала, закрепление, проверка знаний. И потом идем дальше. Сейчас учителя не только д/з задают, еще и дополнительные листы. По 10 - 15 листов А4 бывает. Нередко это однотипные рутинные задания, которые нужно выполнить по алгоритму. Без оценки, без анализа. Детей это, конечно, не мотивирует. На дом зачастую уходит изучение и запоминание терминов и определений, ведение рабочих тетрадей, написание сочинений, рефератов, конспектов.

Второй момент - электронные дневники, в которые учителя сейчас пишут задания. Однако дети очень часто, особенно в младших классах, в них не заглядывают сами. Вечером родители начинают выяснять, что задали, потом садятся и делают с ребенком. В выходные доделывают то, что не успели. Каким образом формировать самостоятельность у ребенка? И тут советский опыт пригодился бы. Раньше учитель писал на доске задание на дом, дети переписывали в бумажный дневник. Сразу же проговаривали, как нужно выполнить, обсуждали, что непонятно.

Третий момент. Раньше учителя между собой обсуждали, какая суммарная нагрузка на ребенка получается, и старались не допускать такого, чтобы одновременно задавать сочинение, доклад, еще и к контрольной по нескольким предметам одновременно подготовиться.

...И С ПРОГРАММОЙ ТОЖЕ

- Ольга Юрьевна, что поможет снять излишнюю учебную нагрузку на детей?

- Во-первых, нужно внимательно посмотреть на программы, на их наполнение и методики. Во-вторых, обратить внимание на количество контрольных и оценочных процедур. Все это можно оптимизировать. Помимо вышесказанного добавлю: глубоко убеждена, что нужно снять лишнюю бюрократическую нагрузку и с учителей.

В ТЕМУ

Контрольные по привычке

В Рособрнадзоре уже проверяют школы на предмет контрольных - не перебарщивают ли? Три года назад директора получили рекомендации - не чаще, чем один раз в две с половиной недели по каждому предмету в одной параллели. А по факту, рассказала глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, в некоторых учебных заведениях контрольные и проверочные занимают 35% времени. Причем учителя проводят их зачастую потому, что «как-то так привыкли».

Нужно учитывать и то, что дети физически не выдерживают нагрузку. По данным исследования академика РАО Сергея Малых, 21% мальчиков и 39% девочек 1 - 7-х классов недосыпают.

- У многих школьников наблюдается выраженная дневная сонливость. Они не могут сосредоточиться, им тяжело и неинтересно сидеть на уроках - какая тут учеба? - отметила Ольга Васильева. - К недосыпанию приводит неправильное распределение времени, увлечение компьютерными играми и социальными сетями, а также учебная перегрузка. Все это начинает негативно сказываться на здоровье наших детей. Этого нельзя допускать.

КСТАТИ

Дети недосыпают

Научный руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, академик РАО Евгений Ямбург в своей лекции привел еще одну удручающую цифру.

- На сегодняшний день имеем 12,3% здоровых детей и подростков - та самая первая группа здоровья. Это данные Союза педиатров. Так что мы все живем в состоянии инклюзии (это процесс включения в общественную жизнь людей с особенностями физического или ментального развития. - Ред.). На первом месте среди заболеваний - психоневрология. Сейчас у нас выхаживают 750-граммовых малышей, а скоро будут и 500-граммовых. И это правильно. За любую жизнь надо бороться. Однако такие дети рождаются ослабленными, и все это нужно учитывать.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Учитель-стендапер рассказал, можно ли совместить юмор и дисциплину в классе (подробнее)